СУ- 37
Су-37 (по кодификации НАТО: Flanker-F) — многофункциональный сверхманевренный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Создан на базе истребителя Су-35, первый экземпляр построен в конце 1993 года (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711). Первый полёт состоялся 2 апреля 1996 года
Основные отличия от Су-35
* основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
* соответствующие доработки систем управления самолётом;
* новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-35, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
* усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;
Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35 и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.
В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:
* разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»);
* форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
* поворот на вертикали;
* «Кобра» с углами атаки 150—180°;
* «Колокол»;
* переворот с потерей высоты до 300—400 м.
Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.
Возможности
Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:
* возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);
* многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
* атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;
* маловысотный полёт с огибанием рельефа;
* автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
* противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
* автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
* дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.
Тактико-технические характеристики
[править] Технические характеристики
* Экипаж: 1 человек
* Длина: 22,183 м
* Размах крыла: 14,698 м
* Высота: 6,35 м
* Площадь крыла: 63,5 м²
* Шасси: 3-точечное
* Масса пустого: 18500 кг
* Нормальная взлётная масса: 25670 кг
* Максимальная взлетная масса: 34000 кг
* Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31ФП(ФУ) с УВТ
* Тяга:
o на форсаже: 2 × 14000 кгс
* Тяговооружённость:
o при нормальной взлетной массе: 1,09 кгс/кг
o при максимальной взлетной массе: 0,82 кгс/кг
[править] Лётные характеристики
* Максимальная скорость на большой высоте: 2500 км/ч (2,35 М)
* Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
* Дальность полёта: 4000 км
* Боевой радиус: 800 км
* Практический потолок: 18000 м
* Нагрузка на крыло:
o при нормальной взлетной массе: 404 кг/м²
o при максимальной взлетной массе: 535 кг/м²
* Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Вооружение
* Встроенная пушка: ГШ-30-1
* Боевая нагрузка: до 8200 кг
* Точки подвески: 14
* Подвесные вооружения:
o Р-77
o Р-27
o Р-60
o Р-73
o Х-31
o Х-29
o Авиабомбы и кассеты калибром до 500 кг
Также на узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8200 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-поверхность», а также бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг.

с